ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль. Выпускался с 1960 по 1963 год с двигателем объёмом 0,7 литра. Модификация ЗАЗ-965А - с 1963 до 1969 года с двигателем 0,9 литра.История создания
После снятия с производства «Москвича-400», в типаже советских «легковушек» освободилось место лёгкой, недорогой машины на четырёх человек, так как следующая модель МЗМА была ощутимо крупнее, мощнее и вместительнее своего предшественника[1]. Между тем, потребность в таком автомобиле оставалась. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам.

Классическая компоновка для машины такого размера и массы была нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля из-за наличия карданного вала. От переднего привода создатели автомобиля отказались сразу, так как он не обеспечивал необходимой для отечественных условий эксплуатации проходимости и долговечности, был непривычен для производственников и автомобилистов. Большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы на основе заднемоторной компоновки, именно на ней и было решено остановиться.

Созданию «Запорожца» предшествовала разработка целого ряда прототипов, разработка и постройка которых дали возможность определиться с требованиями к автомобилю этого класса, отработать отдельные элементы конструкции и дизайна[2]. Например, в 1955 году был построен опытный экземпляр очень самобытной «Белки» НАМИ-050 вагонной компоновки (дизайнер Юрий Долматовский), имевшей длину чуть более 3,3 метра, заднее расположение силового агрегата, достаточно просторный салон и переднюю часть кузова, откидывающуюся вперёд-вниз для посадки на передние сидения. Существовал и «сельский» вариант с упрощённым кузовом (дизайнер Эдуард Молчанов), а также целый ряд иных прототипов.
Однако, как и остальные прототипы, «Белка» была ещё «сырой», и имела целый ряд неустранимых недостатков — в первую очередь проблемы с герметичностью салона из-за откидного передка кузова, а также слабый и недолговечный мотоциклетный двигатель[3], и так и не была доведена до серийного производства. Впоследствии за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший»[1] автомобиль FIAT 600 итальянского производства[1] с более традиционными дизайном и компоновкой.

Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа[1]. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560»[1].

Для выпуска автомобиля решили рекоструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а также — завод лёгких дизелей в Мелитополе[1]. Сам автомобиль спроектировалисовместно АЗЛК и несколько автомобильных институтов, включая НАМИ и МАМИ[1].

От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской (на двух поперечных торсионах, системы Порше, как на первых одноимённых спорткарах и «Фольксвагене-Жуке»; у «Фиата» же она была выполнена на поперечной рессоре) и увеличенным размером колёс, соответственно, были изменены колёсные ниши и общая компоновка[1]; стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, появились «форточки»; кроме того, кузов приобрёл более современный дизайн — в то время, как FIAT 600 был двухдверным понтонным фастбэком с покатой задней стенкой кузова и имитирующими отдельные крылья выштамповками, ЗАЗ приобрёл все черты трёхобъёмного двухдверного седана[1]. Двери при этом остались навешенными на задние петли.

Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки[1].

Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65[1]. Но он оказался малоподходящим для автомобиля и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта[1]. Позднее, в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV[1]. Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 — так же оппозитный, но двухцилиндровый[1].

К 1959 году, были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — он имел расположенный снизу распредвал, что затрудняло обслуживание, и был слишком большим по габаритам[1]. Второй (965В), более оригинальный — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании[1].

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объём 877 кубов (с возможностью наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.

Однако, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а — сзади маховиком вперёд. Шумность мотора военными не нормировалась. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом рассчитан именно на переднее расположение и охлаждение обдувом встречным потоком воздуха. Но имелось одно очень важное отличие — двигатель на «Запорожце» комплектовался вытяжным вентилятором, а не нагнетающим, как на военном ЛуАЗе. Это по замыслу разработчиков должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади.

Позднее, модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“».

Цена
На год своего появления, то есть в 1960 году, ЗАЗ-965 стоил 16 тысяч дореформенных советских рублей ($4 000 по тогдашнему курсу, что при пересчёте, по версии dollartimes.com, соответствует современным $29 380) при средней зарплате в 783 рубля. Это соотносится примерно как 20:1, то есть, ЗАЗ можно было приобрести за сумму, примерно соответствующую 20-ти официальным средним по стрене размерам заработной платы.

В то же время итальянский прототип ФИАТ-600 стоил в Италии 590 тысяч итальянских лир, составлявших тогда 944 американских доллара или 3776 дореформенных рублей (Подробнее).

В наши дни ZAZ Chance является одним из наиболее дешёвых новых автомобилей на рынке России и стоит от 215 000 рублей[4], что приблизительно соответствует $7000, при официальной средней зарплате в РФ на 2007 год в 14 289 рублей. Это соотносится примерно как 15:1 — то есть, по отношению к уровню жизни населения автомобили ЗАЗ с 1960 года до нашего времени стали дешевле примерно на четверть.